Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

Порядок производственного контроля

Экологический контроль в области образования, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов производства - это комплекс мероприятий, основной целью которого является наблюдение за соблюдением всех существующих требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

Порядок производственного контроля (ПК) в области обращения с отходами регламентируется статьей 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. 89-ФЗ, обязывающей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять контроль за соблюдением требований экологического законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно:

  1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
  2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Содержание прядка ПК определяется исходя из требований, установленных природоохранным законодательством Российской Федерации к деятельности в области обращения с отходами, с учетом особенностей и условий осуществляемой юридическими лицами деятельности в области обращения с отходами и включает в себя следующие разделы:

  • Объекты производственного контроля в области обращения с отходами;
  • Состав производственного контроля в области обращения с отходами;
  • Контроль соблюдения лицензионных требований;
  • Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
  • Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами;
  • Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами;
  • Приложения.

В разделе «Объекты производственного контроля в области обращения с отходами» указываются виды деятельности по обращению с отходами, осуществляемыми юридическим лицом, в соответствии со ст.1 Закона № 89-ФЗ.

Также в разделе отражается наличие/отсутствие объектов временного хранения отходов на промышленных площадках (складирования), объектов размещения отходов, систем обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя. 

Для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, указывается наименование всех видов деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

В разделе «Состав производственного контроля в области обращения с отходами» указывается, какие виды производственного контроля в области обращения с отходами осуществляются юридическим лицом (инспекционный и/или экоаналитический контроль).

В разделе описывается организация и процедура проведения инспекционного контроля, а также мероприятия производственного контроля и положения нормативных правовых актов, подлежащих контролю. Указанное определяется юридическим лицом, исходя из особенностей и условий осуществления деятельности в области обращения с отходами.

Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, не подлежащую лицензированию (в соответствии с Законом № 99-ФЗ), приводится наименование конкретных видов деятельности. При этом указывается, что данные виды деятельности по обращению с отходами осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативно-правовыми актами.

При наличии объектов размещения отходов прописывается обязательность соблюдения требований к объектам размещения отходов, определенных ст.12 Закона № 89-ФЗ, а также правил инвентаризации таких объектов.

Также указывается наименование службы, проводящей контроль, требования к документарному оформлению результатов проведенного контроля, порядок и сроки устранения выставленных замечаний, условия проведения внепланового контроля.

В случае необходимости проведения экоаналитического контроля (осуществляемого, например, в рамках мониторинга на объектах размещения отходов, при проведении работ по подтверждению классов опасности образующихся отходов, в соответствии с требованиями статьи 11 и 14 Закона № 89-ФЗ) следует указать информацию о лаборатории, силами которой осуществляется данный вид контроля.

Если для проведения экоаналитического контроля привлекается сторонняя организация, то в данном случае необходимо указать на наличие у привлекаемых лабораторий соответствующих документов, подтверждающих право проведения конкретных работ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Формы документов, составляемых по итогам проведения соответствующих видов контроля, а также формы планов-графиков их проведения приводятся в качестве приложений к Порядку. 

Раздел «Контроль соблюдения лицензионных требований» заполняется по аналогии с предыдущим разделом в случае осуществления деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом №99-ФЗ. В противном случае в Порядке следует указать на отсутствие необходимости проводить соответствующий вид контроля в связи с отсутствием объектов такого контроля.

В разделе «Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами» указывается, возможно ли возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью по обращению с отходами. В случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в разделе приводится описание соответствующего вида контроля, например: в рамках общего плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае, если мероприятия по соблюдению как лицензионных требований, так и требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учтены в разделе «Состав производственного контроля в области обращения с отходами», разделы «Контроль лицензионных требований» и «Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами» в состав Порядка не включаются.

В разделе «Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами» определяются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность юридического лица в области обращения с отходами. 

В разделе «Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами» следует указать список документации, подлежащей хранению, а также ответственные структуры, сроки и способы хранения документации. Сроки хранения документации юридического лица регламентируются, в частности, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

Что дает разработка порядка производственного контроля?

Единожды разработанный и аналитически обоснованный Порядок производственного контроля в области обращения с отходами позволяет:
  • Четко следовать нормативам образования отходов в процессе производственной деятельности.
  • Оперативно информировать руководство и штат предприятия о нарушениях природоохранных требований и своевременно устранять причину возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду сверх установленной нормы.
  • Контролировать соблюдение нормативов и лимитов воздействия на экосистему, установленных договорами, разрешениями и так далее. Контролировать наличие и срок действия всей природоохранной документации предприятия.
  • Сократить траты на утилизацию отходов за счет их вторичной переработки, если ее эффективность будет подтверждена Отчетами о выполнении Плана мероприятий.
Наверх