Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Сборы предприятия

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции РФ целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.05.2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Как указал Конституционный Суд РФ, данный платеж является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (Определение от 10.12.2002 г. N 284-О).

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно пункту 2 статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Нормативы платы за вредное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации   от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок её заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.06.2007, регистрационный № 9725). Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07. 2006, регистрационный № 8077) установлены сроки внесения платежей - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 1).

Отчетным периодом признается календарный квартал (пункт 2). Законом № 219-ФЗ дополнен Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 16_4, в соответствии с которой отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Указанная статья вводится в действие с 01 января 2016 года.

В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора, ввиду отсутствия переходного периода в 2016 году плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная за 4 квартал 2015 года, подлежит уплате до 01 марта 2016 года.

Плата за 2016 год подлежит уплате до 1 марта 2017г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов (автотранспорт) не взимается!

К природопользователям, которые не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, применяются меры административного воздействия, предусмотренные ст.8.41 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) «Об административных правонарушениях» (административный штраф на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

В соответствии с Порядком заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 , Расчет платы должны сдавать все юридические лица, иностранные физические лица, индивидуальные предприниматели, в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которых: хозяйствующие субъекты, имеющие котельные и иные объекты, от которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также на водосборные площади (рельеф местности); образуются отходы производства и потребления.

Расчет платы за HBOC, является документом, содержащим сведения о размере платы.

Расчет платы представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности.

Обособленные подразделения юридических лиц (филиалы) могут представлять Расчет платы только при наличии закрепленных за ними полномочий на основании доверенностей.

Расчет платы представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Если у плательщика стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также объекты размещения отходов, зарегистрированы в разных субъектах Российской Федерации, - по каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный Расчет платы. В случае если такие источники находятся на территории разных муниципальных образований, но в пределах одного субъекта Российской Федерации, - составляется единый Расчет платы.

Действующий Порядок предусматривает представление плательщиками Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в одном экземпляре как на бумажном носителе, так и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п.11 Порядка, если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представление Расчета платы в электронном виде не требуется.

Расчет платы может быть направлен в электронном виде в территориальный орган Росприроднадзора либо через веб-портал приема отчетности, расположенный на официальном сайте Росприроднадзора, либо непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора (в том числе, посредством почтовой связи с описью вложения и с уведомлением о вручении) на бумажном и магнитном носителях или по телекоммуникационным каналам связи. Электронная версия Расчета платы может быть подготовлена в формате программы «Модуль природопользователя» (последней версии, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора), однако плательщики вправе воспользоваться любым другим программным продуктом. Расчет платы может быть подписан квалифицированной электронной подписью, выпущенной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» любым аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющим центром. При представлении Расчета платы в электронном виде, подписанным квалифицированной электронной подписью, его представление на бумажном носителе не требуется. Особенности организации электронного документооборота при приеме Расчетов платы регулируются приказом Росприроднадзора от 31.12.2014 №872. Подведомственные Росприроднадзору федеральные государственные бюджетные учреждения, а также иные юридические лица, не являющиеся территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора, прием Расчетов платы не осуществляют.

Согласование Расчетов платы за HBOC не предусмотрено.

В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, Расчеты платы за HBOC могут быть представлены плательщиками лично (или представителем хозяйствующего субъекта, осуществляющего сдачу Расчета платы за HBOC по доверенности), либо направлены посредством почтовой связи.

После приема Расчетов платы за HBOC территориальными органами Росприроднадзора осуществляется их проверка. Проверка представленных Расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов Росприроднадзора после получения их от плательщиков, с тем, чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности. 

В соответствии с Порядком Расчет платы хозяйствующему субъекту необходимо подтвердить копиями первичных документов. 

К документам, подтверждающим достоверность содержащихся в Расчете сведений в части размещения отходов, относятся:

  • копия договора на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов;
  • копия договора аренды и справка (документ на фирменном бланке с подписью руководителя или иного уполномоченного лица заверенной печатью организации) о среднесписочной численности сотрудников (при отсутствии договора на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов);
  • копия договора по переходу прав собственности на все виды отходов (при наличии);
  • копии актов выполненных работ по вывозу, размещению твердых бытовых отходов за квартал;
  • копии документов, подтверждающих выполнение работ по вывозу, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов за квартал (накладные, путевые листы, талоны, и др.);
  • копии документов, подтверждающих факт размещения отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия в целях применения понижающего коэффициента 0,3 (документы, подтверждающие факт расположения объекта размещения отходов в пределах промышленной зоны образования отходов (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра).  

К документам, подтверждающим достоверность содержащихся в Расчете платы за HBOC сведений в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ, относятся:

  • данные контрольно-измерительной лаборатории, аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;
  • справка о расходе топлива, сырья, материалов, заверенная руководителем (директором) хозяйствующего субъекта (его заместителем) и главным бухгалтером;
  • справка о временном режиме работы оборудования;
  • справка о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от плательщика представление к Расчетам платы копий разрешительной документации, к которой относятся:

  • разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • разрешение на сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в водные объекты;
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещения отходов I-IV классов опасности.

По результатам проведенной проверки, представленных Расчетов платы, при наличии оснований, плательщику может быть доначислена сумма недоимки по плате за HBOC и выставлено требование об ее уплате.

Плательщик также может быть рекомендован к включению в план выездных проверок.

Территориальные органы Росприроднадзора при подаче плательщиком Расчета платы обязаны уточнять сведения об отнесении его к субъектам малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, в пояснительной записке к Расчету необходимо указывать относится ли предприятие к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вопросы отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 данного закона. Льготы и освобождение от платы за HBOC, рассрочка, отсрочка внесения платы:  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривает исключение из лиц, обязанных исчислять и вносить плату за HBOC, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе изменять сроки внесения платы за HBOC, а также предоставлять рассрочку или отсрочку по платежам.

 

Наверх